«Серые» навигаторы — не проблема для России

В наше время трудно себе представить отрасль, которой не коснулись проблемы с пиратством. Правоохранительные органы совместно с разнообразными организациями по борьбе с нарушениями в области авторских прав не раз проводили антипиратские рейды, а изъятый контрафакт можно мерить уже тоннами. Очередная крупномасштабная операция по борьбе с пиратством под названием "Operación Satélite" прошла в середине сентября в Испании. В ходе рейдов было конфисковано 4111 GPS-навигаторов с нелегальным программным обеспечением iGO 8, права на которое принадлежат венгерской компании Nav N Go. В результате был взят под арест один правонарушитель, а против двух других заведены уголовные дела. Тем временем, российские эксперты рынка навигационных устройств в один голос утверждают, что, по крайней мере, в этой области проблем с серым рынком в нашей стране нет.

Отчет о проведенной в Испании операции был опубликован на сайте компании IPR Consulting, занимающейся вопросами защиты прав интеллектуальной собственности, которая в этом деле представляла интересы Nav N Go. В сообщении говорится, что полиция Мадрида при содействии международной организации по защите интеллектуальной собственности SNB-REACT и компании IPR Consulting провела обыски в офисах компании, подозреваемой в поставке пиратских программ. Кроме того, были проверены розничные магазины Мадрида и нескольких других населенных пунктов. При обысках были обнаружены навигаторы китайского производства с пиратскими программами, а также крупная партия пустых упаковок с товарными знаками iGO.

Что касается российского рынка, то, по оценкам аналитической группы SmartMarketing, доля GPS-навигаторов с контрафактным ПО на российском рынке остается в пределах 17–20%. "Причем, в эти 20% входят все виды контрафакта, от китайских навигаторов с тем же iGO до взломанных программ, используемых энтузиастами, устанавливающими, например, карты из открытых проектов", - рассказала BFM.ru эксперт аналитической группы SmartMarketing Светлана Завьялова.

По мнению эксперта, такая ситуация обусловлена исторической спецификой рынка GPS-навигаторов. "В Европе - в той же Испании - недобросовестный поставщик может взять китайский навигатор, поставить на него взломанную iGO и продавать, не особо заботясь о качестве картографического покрытия - в iGO оно достаточное. В России ситуация сложнее. Несколько конкурирующих навигационных программ соперничают, прежде всего, в качестве карт и, что принципиально важно, регулярно обновляют свои разработки. Обновление требует лицензионной версии либо длительного ожидания, или самостоятельного взлома, что по силам единицам", - объяснила Светлана Завьялова.

Также немаловажным, по мнению экспертов, является то, что в России достаточно хорошо развит OEM-сегмент (предустановленного ПО). Основная масса покупателей приобретает GPS-навигатор с предустановленной программой и зачастую даже не представляет, что ее можно сменить. При этом навигатор обычно покупается в розничной сети, а им не с руки связываться с контрафактом, и, как следствие, там доминируют дешевые OEM-поставщики.

Независимый эксперт, аналитик рынка мобильных гаджетов и ГЛОНАСС/GPS-навигации Михаил Фадеев также считает, что говорить о значимом уровне серого рынка классических автонавигаторов смысла нет. "Серый рынок для этого сегмента электронных гаджетов не превышает 5%, это не более 25 тысяч устройств в год. Завоз серого оборудования оправдан лишь в двух случаях. Во-первых, имеет смысл привозить в Россию то, что будет гарантированно хорошо продаваться, и то, что пока не поставляется и в ближайшее время не будет поставляться к нам официально. Типичные примеры - продукты Apple, а именно iPhone или iPad. Во-вторых, ввозить и продавать "серые" аналоги официально поставляемых устройств есть смысл только в том случае, если речь идет о востребованном товаре, но поставляемом в официальных каналах с высокой маржинальностью дистрибутора и розницы. В последнем случае "серый" канал может предложить потребителю ценник гораздо более интересный, чем "белые" поставщики и официальная розница".

В России рынок классических автомобильных навигаторов по большей части принадлежит десятку локальных брендов, которые продают все те же дешевые китайские устройства с относительно небольшой наценкой, но при этом русифицированные, с отечественным навигационным ПО и собственной гарантией. "С навигаторами "серый" канал практически не работает: даже известные бренды вроде Garmin не располагают настолько "харизматичными" устройствами, ради которых российские потребители были бы готовы не обращать внимания на отсутствие той же гарантии (и это только одна причина) и покупать неофициально ввезенные устройства на рынках и в палатках, а не в крупных сетях известных ритейлеров. На рынке навигаторов нет устройств, настолько кардинально отличающихся по своим потребительским свойствам от всех остальных, чтобы имело смысл говорить о "завозе" их в чемоданах, минуя официальную дистрибуцию", - считает Михаил Фадеев.

С этим утверждением согласен и вице-президент компании "Вобис Компьютер" Виктор Лопатин. "У нас есть огромное количество локальных игроков, которые продают под собственными брендами и без того дешевые устройства, разработанные и собранные в Китае. Поэтому завозить оттуда "серые" навигаторы попросту не выгодно. Кроме того, в последнее время ужесточился контроль за такими поставками со стороны государственных органов, что свело неофициальные поставки практически к нулю", - рассказал он.

Что касается неофициального программного обеспечения, то такой рынок в России есть. "Существует он за счет небольших магазинов и фирм, которые могут взять навигатор, поставляемый вообще без навигационной системы, и установить в него любой пакет по желанию покупателя, просто скачав его в Интернете. В том числе и iGO. К слову, эта навигационная система весьма популярна у "халявщиков" не только в России, но и во всем мире. При этом iGO сегодня не продается в России официально, а когда продавалась, компания смотрела на наших пиратов "сквозь пальцы". Иногда даже складывается впечатление, что это своего рода вирусный маркетинг: за счет пиратов она наращивала свою рыночную долю и популяризировала свой продукт, ожидая, что рано или поздно пользователь пойдет и купит его лицензионную версию. Наглядный тому пример - Microsoft. Пираты в определенной мере помогают и этой компании в популяризации операционной системы Windows", - поделился мнением эксперт.

Что же касается проблем, которые могут возникнуть у пользователя, все-таки купившего "серый" навигатор, то они заключаются в отсутствии гарантии и локализации. При этом вторая проблема отпадет с установкой русифицированной навигационной системы, так как именно она является основным элементом любого GPS-навигатора. Что касается пиратского программного обеспечения, то его "особенности" типичны - не всегда стабильная работа, невозможность установки обновлений как самой системы, так и используемых в ней навигационных карт.

© Магазин GPS-навигаторов