Без пяти звезд

А наши герои поехали в Турцию самостоятельно. Все-таки облегченный визовый режим, плюс большое количество авиарейсов и возможность взять "горящий" авиабилет от $70 - серьезные аргументы. При подготовке к поездке была перелопачена масса информации, куплены путеводители, найдены карты-километровки для навигации при помощи GPS.

Время поездки - начало сентября - выбрано неслучайно: еще достаточно тепло, а поток туристов уже схлынул. Начался учебный год, соответственно, цены поползли вниз.

И еще: по электронной почте путешественники связались с несколькими конторами по аренде авто и договорились с фирмой SIXT об аренде в стамбульском аэропорту Renault Clio (за $42 в сутки) с полной страховкой и возвратом в аэропорт Анталии.

Поскольку конечная точка маршрута была определена, пункты для посещения подбирали "по пути", стараясь, чтобы дневной пробег был разумным.

Чанаккале

Это самое узкое место пролива Дарданеллы, очень симпатичный городок. Туристическая зона в Чанаккале - в районе порта. Здесь масса дорогих и не очень отелей, кебаб-салонов и магазинов восточных сластей. Вечера можно проводить на набережной, попивая турецкий кофе и наблюдая за движением судов через пролив. Есть Военно-морской музей, в котором обнаружились торпеды и пушки российского, еще дореволюционного, производства.

Недалеко от Чанаккале находится Троя - небольшой древний город, лежащий в руинах. Судя по развалинам театра на 250 человек, народу там проживало крайне мало. Приезжать нужно пораньше, пока нет организованных туристических групп.

Пергамон (Бергамо)

Главная достопримечательность - Асклепион, где, по преданию, врачевал сам Эскулап. Довольно впечатляющие развалины, огромных размеров театр. Великолепно сохранился подземный тоннель из больницы к театру, построенный древними специально для того, чтобы больные не шли в театр по солнцепеку. Рядом с руинами, за забором, - военная база. Оказалось, со всеми мало-мальски значимыми историческими объектами Турции по соседству находятся и военные: для охраны.
Здесь появились проблемы с машиной - уходила тормозная жидкость. Долив до уровня на заправке, приняли решение ехать в офис SIXT в Измире. В этом и заключается прелесть крупных компаний по аренде авто: у них есть офисы в разных городах. После непродолжительных переговоров нашу машину забрали в ремонт и на один день выдали подменную, классом выше. Получив на следующий день отремонтированную машину и кучу извинений, довольно быстро доехали до Кушадас.

Кушадасы

Здесь удобно остановиться, чтобы посетить Эфес - один из самых древних городов человечества, столицу римской провинции Азия. Трудно поверить, что когда-то он был крупным портом - сейчас город расположен за семь километров от моря, отделенный от него илистыми отложениями реки Малый Мендерес. Древний Эфес раскрыт раскопками не более чем на пятую часть, но миру уже явлены грандиозный театр, храм Адриана, построенный в честь римского императора, библиотека Цельсия, фонтан Траяна, храм Сараписа - египетского бога плодородия - и руины нимфея - святилища нимф...

Эфес - довольно длинный объект, имеет верхний и нижний входы. Осматривать его удобнее, двигаясь сверху вниз, а вот машину лучше оставить внизу: до верхнего входа довезут бесплатно на такси, если согласиться на 10 минут зайти в ювелирный или "кожаный" магазин.
В 180 км от Кушадас находятся травертиновые террасы с известковыми отложениями, созданными горячими источниками, воды которых используются в лечебных целях еще со времен Древнего Рима. Неподалеку от них есть масса недорогих (от $20 за номер) семейных пансионатов, предлагающих приличные комнаты со всеми удобствами, завтраком, а за дополнительную плату - и ужином. Почти во всех пансионатах есть бассейн с целебной водой, которая отводится с террас. Увы, из-за этого знаменитый природный памятник "умирает", без воды террасы чернеют, и часть склона уже закрыта для посещения.

Олимпос

Это место, где, по турецкой версии, зародились Олимпийские игры (а гору Олимп, оказывается, придумали хитрые греки). Недалеко - гора Химера с вырывающимся из-под земли горящим газом. Замечательный галечный пляж, развалины древнего города. На ночь решили не останавливаться (хотя предложений жилья - масса), и, побродив по руинам и искупавшись, поехали в сторону Анталии.

Началась "пятизвездочная" Турция - череда двухметровых заборов больших отелей, магазинов, где дикие цены на всё. В Анталии мы нашли жилье в самом центре, над обрывом: небольшой семейный пансионат с верандой, в которой, если верить путеводителю, открывался самый шикарный вид на бухту и город. Хозяйка пансионата очень неплохо владеет английским и сразу же попросила называть ее "мама" (об этом также было написано в путеводителе).
Машину решили сдать за день до вылета, дабы оградить себя от возможных проблем по пути в аэропорт, для чего пригласили сотрудников SIXT в пансионат. А нас в аэропорт отвез муж хозяйки пансиона за небольшое вознаграждение.

Турция - замечательная страна, в которой очень много интересного. Здесь можно и нужно путешествовать самостоятельно. Даже если не брать машину напрокат, потому что в Турции очень развито автобусное и железнодорожное сообщение. Мы встречали много туристов, которые путешествовали именно так - общественным транспортом.
Дороги

Хорошие, но сильно разгоняться не стоит - штрафы за превышение скорости огромны, а дать взятку на месте лучше не пытаться: запросто могут надеть наручники. После Олимпоса и до Сиде дорога просто шикарна - по 3 полосы в каждом направлении. Платные трассы вообще выше всяческих похвал. А вот на "400-й" дороге, которая идет по побережью через Каш - Финике, на протяжении 20 км проводят взрывные работы, и ехать довольно трудно: трасса представляет собой вырубленный в скале и местами заасфальтированный уступ, а на время работ трасса закрывается. Узко местами настолько, что двум легковушкам не разъехаться.

Бензин

По мере удаления от Стамбула бензин дорожал, достигнув пика в 2,2 лиры в районе Каш-Финике. В Анталии и в пригородах топливо чуть дешевле.

Аренда авто

Фирм по прокату машин в Турции много. Чем меньше контора, тем дешевле аренда, но меньше парк машин, хуже состояние техники, меньше страховое покрытие. И наоборот. У больших компаний, как правило, есть станции в разных городах страны - а значит, существует возможность сдачи машины в другом городе. Это стоит дороже, хотя надо торговаться.

Причем торговаться нужно заранее, по электронной почте, используя все возможные аргументы: упомянуть большой стаж вождения; сказать, что, мол, по совету друзей обращаюсь именно к вам; можно попугать конкурентами. При получении машины важно все осмотреть и отметить в контракте все царапины и вмятины, проверить наличие запаски и инструмента, уровень топлива в баке.

Полиция

Полицейские - приятные ребята: всегда помогут (ну, или попытаются помочь). Есть 4 вида полиции - просто полиция, трафик-полиция, туристическая жандармерия и трафик-жандармерия. К любым можно обращаться с вопросами и просьбами, но по-английски говорят только турист-жандармы (с шевронами Tourist police).

Во всех остальных случаях языком владеет разве что старший офицер в участке. Интересно, что с 12 до 14 часов полиции на дорогах нет - наступает время ланча!

Дорожные знаки

Практически все знаки похожи на наши или интуитивно понятны. Хочется обратить внимание на следующее: если стоит ограничение "30", это сделано не зря. Лучше скорость сбросить - эти участки действительно опасны. Знак со смешным словом YAVAS означает, что нужно быть предельно внимательным: впереди - какая-то опасность (очень крутой поворот или неровное покрытие …).

Словарик

Важно знать несколько ключевых слов по-турецки. Грамматика турецкого языка примитивна, то есть практически отсутствует.
"Nerede" ("нередЭ", с ударением на последний слог) - "Где ...?". Фраза "Tuvalet nerede" пригодится в поисках сортира, а "Kebab salonu nerede" - если хочется есть.

"Su" - вода, "Bira" - пиво, "Ekmek" - хлеб или еда вообще.

"ГюзЕль" - хороший, прекрасный. "Араба чок гюзель" - очень хорошая машина. "Гюзельюрт" - классная деревенька.

"Да" по-турецки - "еvEt" или "tamAm". Первое - это просто да, а второе, скорее, "ага" - то есть согласие, понимание.

"БуйУк" - большой, "кючУк" - маленький. Например, "лЮтфен ики чай буйУк бардак гетирИм" - "пожалуйста, принесите 2 больших стакана чая". Ну, или, при торге, можно упомянуть "буйУк бычАк" - большой нож (это если уж совсем не идут на уступки).

И, наконец, "мерхабА" - это здравствуйте, "тешеккЮр едерим" - благодарим, "айфиолсУн" - пожалуйста, на здоровье, "кошчакалЫм" - до свидания (говорит тот, кто уходит), а "гюлЕ гюлЕ" - тот, кто остается (например, официант или продавец).

© Магазин GPS-навигаторов