Искусство заряжать

Производство солнечных батарей для космической промышленности лишь на первый взгляд выглядит экзотическим бизнесом. Законы свободного рынка работают в этом сегменте на все сто процентов.С утра гендиректор ОАО «Сатурн» уже насиделся в своем кабинете. Он явно хочет размяться. Поэтому вместо того, чтобы чинно выслушивать вопросы и отвечать на них, Анатолий Скурский сразу же ведет нас на экскурсию по предприятию, где разрабатывают и производят солнечные батареи, а также аккумуляторные — для космических аппаратов.— Зачем разговаривать, пока вы ничего не видели? Вот сначала я вам все покажу и расскажу на месте, а тогда уже и вопросы будете задавать, — улыбается Скурский.При входе в цеха мы надеваем халаты и бахилы, как полагается на любом чистом производстве. Первую остановку делаем у огромного агрегата, совершенно загадочного для непосвященного. Оказывается, эта штуковина позволяет проводить испытания бортового оборудования на стойкость к механическим воздействиям при старте ракеты−носителя. «Пришлось вот купить английский аппарат, — признается Скурский. — Без этого зарубежные заказчики отказывались с нами работать». Стоит эта махина несколько миллионов евро. Но похоже, акционеров такие затраты не слишком смущают. «Каждый год вся прибыль предприятия реинвестируется в развитие производственной базы и совершенствование научного потенциала, а не уходит в карман собственников», — объясняет топ−менеджер.Во время экскурсии Скурский постоянно здоровается со своими подчиненными, знакомит нас с начальниками подразделений и рядовыми сотрудниками. Вот этот сборщик награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, говорит он, указывая на скромного молодого человека, который с удивлением взирает на фото− графа «Бизнес−журнала», короткими очередями фиксирующего интерьер.В другом цеху мы останавливаемся около какой−то «решетки». «Про систему ГЛОНАСС слышали? — продолжает пояснения Скурский. — Ну вот, это как раз одна из важнейших составных частей космического аппарата «ГЛОНАСС−М», которую делаем именно мы».Рядом с «решеткой» висит схема, озаглавленная «Российский космос». Нам уже нравится. По крайней мере очень патриотично. Скурский указывает на диковинные спутники и зонды. По подсчетам генерального директора, за все время работы ОАО «Сатурн» оснастило источниками питания около 1 100 автоматических космических аппаратов, а из запущенных во всем мире в 2008 году более 13% используют продукцию краснодарского предприятия. По итогам 2008 года объем производства «Сатурна» составил 770 млн рублей, чистая прибыль — 124 млн. Правда, многие на предприятии уверены: всего этого могло бы и не быть, попади в свое время завод в руки других инвесторов. Редкая теплота по отношению к собственникам.Патриот «Сатурна» 90% всего этого царства передовых технологий принадлежит Алексею Кочетову, совладельцу пивоваренной компании «Очаково», оставшиеся 10% — трудовому коллективу. Контроль над предприятием Кочетов получил в начале 2000−х годов, выкупив акции у двух прежних владельцев. Каждый из них, по словам ветеранов завода, тянул одеяло на себя, что ни одной фирме еще не пошло на пользу. Первый мечтал сохранить производство, тогда как другой стремился превратить акционированный в 1993 году «Сатурн» в бизнес−центр. Быть бы сегодня «Сатурну» скучным офисным муравейником. Но тут из пивной бутылки выскочил джинн−спаситель: менеджмент «Очакова» как раз подыскивал новую производственную площадку в Краснодарском крае. Занимаемые «Сатурном» площади очень понравились Алексею Кочетову. Впрочем, дело было не только в возможности развернуть здесь производство пива, кваса и безалкогольных напитков. Кочетов решил сохранить высокотехнологичное предприятие. «Когда выяснилось, что близкий к контрольному пакет акций завода принадлежит американскому подданному, мы поняли: нужно что−то предпринимать. Хотя бы из соображений патриотизма. Мы приняли решение получить контрольный пакет и сохранить оборонный завод, помочь ему остаться российским, — вспоминает в интервью «Бизнес−журналу» совладелец «Очакова». — Правда, за бумаги пришлось заплатить цену, в несколько раз превышающую рыночную. Мало того, даже после завершения сделки еще некоторое время продолжались конфликты с прежним акционером».В результате сделки ЗАО «Очаково» достались 19 из 26 га занимаемой заводом земли. Значительная часть площадей была переоборудована под производство «профильной» для Кочетова продукции. «Сатурну» же осталось 6 га. Впрочем, как известно, высокие технологии не требуют огромных территорий. Скорее — инвестиций в интеллект и терпения.— Конечно, раньше у нас были и другие направления деятельности, — объясняет Анатолий Скурский. — Но их мы решили свернуть, поскольку не являлись по ним основными разработчиками. Зато сконцентрировались на тех сегментах, в которых наша продукция была и остается действительно конкурентоспособной. Конечно, часть людей тогда пришлось сократить. Но тут уж ничего не поделаешь.Сегментов пока, собственно, два. «Сатурн» производит солнечные батареи, а также аккумуляторные — для космических аппаратов. Зато по этим направлениям занимает около 50% российского рынка, конкурируя со столичным «Квантом», находящимся под контролем Роскосмоса. «Иногда они чуть−чуть вырываются вперед, иногда — мы», — улыбается Скурский. «Примерно так и есть — пополам делим рынок», — подтверждает в беседе с «Бизнес−журналом» генеральный директор АО «НПП «Квант» Валерий Семенов. Кстати, в Европе и в США на рынке производства солнечных батарей также действует не более двух ведущих компаний. Что−то вроде отраслевого стандарта конкуренции.Батарея, огонь!Сегмент и правда весьма своеобразный. Солнечные и аккумуляторные батареи активно используются в космической промышленности, но в силу специфики отрасли основным заказчиком и «Сатурна», и «Кванта» остаются лидеры рынка космических аппаратов — как российские, так и зарубежные. Главные клиенты внутри страны — ФГУП «НПО им С.А. Лавочкина», ОАО «Информационные спутниковые системы» им. М.Ф. Решетнёва, ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ГНПРКЦ «ЦСКБ− Прогресс» и ряд других предприятий. Разумеется, оба российских производителя при любой возможности пытаются обойти друг друга. Однако порой они оказываются союзниками. Ведь даже у себя дома «Сатурну» и «Кванту» приходится бороться с зарубежными конкурентами, участвующими в конкурсах на общих основаниях. Нередко аппетитные контракты достаются европейцам и американцам. Что же, приходится добиваться паритета, играя на половине поля соперника. «Сегодня 12–15% всей произведенной нами продукции уходит за рубеж, — говорит Анатолий Скурский. — Мало того, мы намерены постепенно наращивать долю экспорта. И дело тут не только в деньгах. Сотрудничество с иностранными заказчиками позволяет совершенствовать технологический процесс, быстрее внедрять новые разработки».Привлекателен этот перспективный рынок и для «Кванта». «Напрямую за рубеж мы ничего пока не продаем, — признается Валерий Семенов, — однако некоторые заказчики занимаются поставками наших батарей за границу. Кроме того, к нам постоянно поступают предложения от иностранных партнеров о создании совместных предприятий по выпуску солнечных батарей. Мы с такими предложениями активно работаем. В мире немало заказчиков, желающих сотрудничать именно с российскими производителями. А такую возможность упускать нельзя».Интерес руководителей обоих заводов к расширению экспорта объясняется еще и особенностями ценообразования на внутреннем рынке.— Российские заказчики приходят к нам и говорят, что наш конкурент пообещал сделать ту же продукцию дешевле, лучше и быстрее, — раскрывает нехитрую тендерную механику Анатолий Скурский. — В итоге нам приходится корректировать свои конкурсные заявки. Но самое смешное в том, что мы знаем: к конкуренту этот заказчик тоже приходил. И говорил то же самое. Слово в слово. Но маневрировать все равно приходится, иначе можно остаться вообще без заказов.Мало того, в проводимых российскими заказчиками конкурсах регламентируется допустимый порог рентабельности, который может закладывать предприятие в конкурсную заявку (сейчас это 18%), а при работе на зарубежных рынках такой порог отсутствует. Такая вот «поддержка отечественного производителя».Освоение Солнца«Сатурн» и «Квант» неплохо зарабатывают. Но высокотехнологичные предприятия физически не могут существовать без постоянных реинвестиций. Таковы законы жанра. В итоге львиная доля заработанных денег направляется на развитие производства, научного потенциала и обновление основных фондов. Ежегодно только на покупку нового оборудования «Сатурн» тратит около 8 млн долларов. В «Кванте» эти затраты не раскрывают, однако утверждают, что речь идет о существенных суммах.Отдельная история — жесточайший дефицит молодых кадров. Тут, правда, требуются не столько деньги, сколько оргресурсы. Менеджмент «Сатурна» вовсю занимается организацией учебных центров сразу на нескольких кафедрах ведущих российских вузов, присматривается к юным гениям на школьных и университетских олимпиадах по профильным дисциплинам. Но чувство кадрового голода пока не прошло. Разве что притупилось. Маркетолога или пиарщика сегодня можно нанять в два счета. А вот молодых перспективных разработчиков с качественным образованием найти значительно сложнее.Не пытается ли государство помогать «Сатурну»? «Ни копейки из государственного бюджета мы не получаем, — уверяет Анатолий Скурский. — Да и никакой другой помощи не замечаем. Все развитие идет на деньги основного акционера».«Некоторая поддержка отрасли все же производится, но слишком робкая и явно недостаточная», — слегка по− правляет коллегу−конкурента Валерий Семенов.И «Сатурн», и «Квант» активно внедряют и используют в производстве нанотехнологии. Валерий Семенов утверждает, что некоторых договоренностей с Российской корпорацией нанотехнологий (РОСНАНО) его заводу достичь удалось: уже со следующего года средства должны «пойти». Однако Анатолий Скурский о модном ныне тренде, связанном с господдержкой наноиндустрии, отзывается пока без особого энтузиазма: «Условия, на которых они выделяют деньги, хуже, чем в банках. По крайней мере у нас было именно так».Кризис на орбитеБанкиры, возможно, предлагают деньги и на лучших условиях, чем РОСНАНО (хотя вряд ли следует ставить знак равенства между кредитами и проектным венчурным финансированием, осуществляемым частными инвесторами в партнерстве с госкорпорацией). Но в любом случае доступ к заемному финансированию стал куда более сложной задачей для обоих предприятий.Строго говоря, всемирная экономическая депрессия напрямую не затронула ни «Квант», ни «Сатурн». Финансирование космических программ продолжается и в России, и за рубежом. Мало того, спрос на продукцию заводов даже растет. Анатолий Скурский, например, ожидает прибавки производства в 2009 году на 15–20%. Примерно на такой же результат рассчитывают и руководители «Кванта».В чем же проблема? В том, что постоянное обновление оборудования требует привлечения заемного финансирования: реинвестируемых акционерами в развитие доходов все равно не хватает. Разумеется, банки охотно поддерживают кредитные линии надежным заемщикам, обеспеченным заказами. Однако повышенная динамика валютных курсов существенно осложняет процесс кредитования. «Банки продолжают финансировать «Сатурн» как по старым, так и по новым кредитным линиям, поскольку у нас безупречная кредитная история, — говорит Анатолий Скурский. — Тем не менее проблемы есть. Например, мы столкнулись с довольно неприятной ситуацией: кредиты и контракты у нас были оформлены по курсу 34 рубля за евро, так что, когда произошел резкий скачок курса, предприятие оказалось перед выбором: приостановить техперевооружение или продолжить финансирование новых технологий. При первом варианте — минимум рисков в текущий период, но при этом есть все шансы через 2–3 года потерять конкурентоспособность, то есть остаться без заказов. Выбрали второй вариант, а дисбаланс ресурсов решено было выправить за счет минимизации затрат. Нам удалось изыскать ресурсы, позволившие сократить издержки по отдельным позициям на 10–20%; при этом условия оплаты труда не были ухудшены».С финансовыми сложностями, спровоцированными кризисом, столкнулся и «Квант». Самым неприятным, по словам Валерия Семенова, оказался рост издержек на обслуживание подорожавших кредитов. В итоге очередной этап перевооружения завода пришлось осуществлять преимущественно на собственные деньги, и 2008 год АО «Квант» закончило без прибыли. «Зато долгов не наделали, — подчеркивает Семенов. — А благодаря росту числа заказов уже в первом полугодии 2009−го у нас появилась даже небольшая прибыль».С небес на землюНесмотря на всеобщее уныние, акционеры и управляющие обоих заводов строят новые планы. «Квант» собирается развивать смежные направления бизнеса: производство наземных солнечных батарей, а также химических источников питания и комплектов для туристов и дачников. «Диверсификация очень полезна нашему бизнесу, — объясняет Валерий Семенов. — Когда в одном из сегментов наблюдается временный спад, в другом на всеобщее уныние, акционеры и управляющие обоих заводов строят новые планы. «Квант» собирается развивать смежные направления бизнеса: производство наземных солнечных батарей, а также химических источников питания и комплектов для туристов и дачников. «Диверсификация очень полезна нашему появляются новые заказы, позволяющие загрузить производство и получать доход». Еще Семенову очень хочется, чтобы в стране наконец−то сформировался емкий внутренний рынок солнечных батарей, используемых в «земных» целях. Но пока большая часть продукции уходит на Запад, поскольку российским чиновникам «зеленое» электричество не интересно. «Конечно, можно исходить из того, что у нас еще достаточно углеводородов, — говорит гендиректор «Кванта». — Но во всем цивилизованном мире альтернативная энергетика развивается государствами даже во время кризиса. А у нас? Вы видели хотя бы на одной крыше солнечные батареи? Между тем в Европе и США их уже сотни тысяч. Критики уверяют, что киловатт энергии у нас обходится дороже. Но ведь это же стратегическое на− правление!».В то, что будущее за альтернативной энергетикой, верит и основной акционер «Сатурна». «У нас есть проект по созданию солнечных батарей для народного хозяйства, — говорит Алексей Кочетов. — К сожалению, кризис внес свои коррективы в наши планы. Но в ближайшие два года мы надеемся приступить к осуществлению задуманного».Как бы то ни было, для успешного развития бизнеса и «Сатурну», и «Кванту» достаточно яркого солнца и ясного неба над головой. Все остальное — детали. Хотя и весьма существенные.

© Магазин GPS-навигаторов